«Яндекс» согласовал схему реструктуризации бизнеса

  • Автор темы www.rbc.ru
  • Дата начала
Нидерландская Yandex N.V. заключила сделку по продаже российского бизнеса за 475 млрд руб. консорциуму частных инвесторов и менеджеров компании, говорится в сообщении компании. Сумма сделки учитывает дисконт в размере не менее 50% от рыночной стоимости в соответствии с требованиями комиссии по контролю за иностранными инвестициями. До 31 июля этого года Yandex N.V. должна сменить название и прекратить использовать бренды «Яндекса».

Схема реструктуризации компании выглядит так:

Перечисленные стартапы были созданы основателем «Яндекса» Аркадием Воложем в Израиле, в них перешла часть сотрудников компании, не пожелавших оставаться в России после начала специальной военной операции. Nebius занимается облачными технологиями, Toloka — разметкой данных, Avride — технологиями беспилотного вождения, а TripleTen — продвигает онлайн-образование для IT-специалистов.

В сообщении отмечается, что «Яндекс» продолжит развивать поисковые, городские, развлекательные и образовательные сервисы, а также облачные технологии, автономные автомобили, технологии искусственного интеллекта и другие перспективные направления. Как говорил один из источников РБК, близкий к компании, сейчас идут переговоры о том, как разделить рынки (соглашение о неконкуренции — non-compete agreement) между проектами Воложа и аналогичными направлениями российского «Яндекса», то есть в какой стране будет развиваться тот или иной проект.

Представитель «Яндекса» подтвердил, что переговоры о рынках ведутся, но деталей не раскрыл.

В письме руководства компании сотрудникам (сообщение было разослано и опубликовано сразу после объявления о сделке), указано, что «2022 год дал понять, что конструкция, при которой крупнейшая IT-компания в России имеет прописку в Нидерландах и ею владеют западные акционеры, больше нежизнеспособна, и ее придется менять»: «Мы не будем перечислять все содержательные и технические проблемы, с которыми столкнулись; их список практически бесконечен. Но на всех этапах этого сложного пути нашей главной задачей было провести изменения так, чтобы не разрушить суть и базовые свойства Яндекса». Среди таких «свойств», которые перечисляются в письме: «частная компания» («наш частный статус — одна из фундаментальных основ»), «публичная компания» («если ты прозрачен — тебе доверяют»), «независимая компания» («с самого начала были компанией для всех — нейтральной, равноудаленной и независимой»), «своя культура и свободная творческая среда» («В «Яндексе» годами складывалась культура, основанная на доверии и прозрачности, открытости и честности, торжестве здравого смысла и меритократии, свободе творчества и умении признавать
и прощать ошибки»).

Сейчас капитал Yandex N.V. разделен между семейным трастом Аркадия Воложа LASTAR (8,5%) и сотрудниками компании (3,2%), остальные 87,6% находятся в свободном обращении. Основными владельцами голосующих акций Yandex N.V. являются LASTAR, куда Волож передал свою долю (45,1%), другие члены совета директоров и сотрудники компании (8,4%).

Отдельно в сообщении сотрудникам описывается — зачем нужен «Фонд менеджеров»: «Как вы помните, Аркадий [Волож] на акционерном уровне имел особые «суперголоса». Они никак не ущемляли права других акционеров в экономических делах, но давали Аркадию возможность «переголосовывать» их в ситуациях, когда он чувствовал угрозу фундаментальным основам
Яндекса». Разрабатывая план реструктуризации, «мы стремились хотя бы частично сохранить этот механизм»: «Так родилась новая сущность — «Фонд менеджеров». Фонд получит собственные «суперголоса» — «специальные права, которые будут действовать как на уровне совета директоров, так и на акционерном уровне»: «Ими можно воспользоваться при голосовании
по особым вопросам — это крупные организационные изменения и сделки, бюджет и другие важные решения». Как подчеркивается в сообщении, «подобный набор прав у менеджмента — экстраординарный случай в истории российского корпоративного управления»: «Суперголоса» сами по себе — достаточно обычная вещь: они используются во многих ИТ-компаниях, где основатели сохранили за собой важные роли. Необычно то, что в «Яндексе» эта прерогатива перешла от основателя к команде менеджеров. Это важное достижение».

С 2019 года существует Фонд общественных интересов, которому принадлежит «золотая акция», позволяющая блокировать консолидацию 10% и более экономических или голосующих акций в одних руках, согласовывать передачу существенной интеллектуальной собственности, изменения в регламенте компании по защите необезличенных больших данных российских пользователей, возможные партнерства с правительствами других стран, временно отстранять от исполнения обязанностей главу «Яндекса» в России.

Траст и фонд были созданы по требованию российских властей, чтобы не допустить переход контроля над «Яндексом» иностранным акционерам в случае смерти Воложа. В совет директоров фонда входят представители университетов и различных организаций.

 
Назад
Сверху