Власти предложили изъять из инвестпрограммы РЖД проект дороги на юг

Правительство предложило исключить из долгосрочной инвестпрограммы ОАО «РЖД» проект организации скоростного пассажирского движения по направлению «Центр — Юг» стоимостью 1,3 трлн руб. в связи с недостаточностью финансирования. С таким предложением в апреле выступил директор департамента транспорта правительства Анатолий Мещеряков в ходе совещания у Игоря Левитина, тогда еще занимавшего пост помощника президента (с мая — советник президента и спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в сфере транспорта).

Протокол совещания есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием.

По словам собеседника РБК, знакомого с обсуждением проекта, реальная причина исключения «Центр — Юг» из инвестпрограммы РЖД связана с приоритетом в пользу ВСМ «Юг». Детали проекта трассы «Юг», в частности, были представлены на Петербургском международном экономическом форуме — 2024: протяженность трассы от Москвы до Адлера составит 1,54 тыс. км, поезда будут развивать скорость до 400 км/ч, что позволит добираться до черноморских курортов за 7 часов 50 минут. Пассажиропоток по ВСМ ожидается на уровне 17,2 млн пассажиров ежегодно, нынешний оценивается в 7,4 млн человек.

Суть приоритетности собеседник РБК объясняет так: «Проект «Центр — Юг» разрабатывался более пяти лет назад и предусматривал реальное время в пути в районе 16 часов». «При этом ВСМ «Юг» позволит добраться из Москвы в Адлер примерно за восемь часов», — отмечает источник РБК. Финального расчета стоимости «Юга» пока нет, добавляет он, проект находится в проработке.

Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России на период до 2030 года была разработана в 2011 году, напоминает еще один источник РБК, также знакомый с ходом обсуждения этих проектов. Все эти ветки планировались именно как ВСМ, подразумевающие движение поездов со скоростью 350 км/ч. «Потом произошел Крым, затем COVID-19 — и планы по ВСМ стали пересматриваться в пользу более дешевых вариантов. Проект ВСМ до Адлера переконфигурировали в проект ВСМ «Центр — Юг». Так он перекочевывал из одного программного документа в другой», — пояснил собеседник.

Позднее «возник» проект «Южный кластер», самый дорогостоящий этап которого — это строительство новой железнодорожной линии Кривенковская — Сочи (в глубине материка) стоимостью около 1 трлн руб., что больше половины стоимости всей ВСМ «Москва — Санкт-Петербург». «К тому же горный рельеф никогда не позволит достичь скоростей под 350 км/ч. Несмотря на то что проект вошел во все стратегические документы, он всерьез не рассматривался», — продолжает собеседник РБК. Он «кочевал» до тех пор, пока Путин не поручил заняться проработкой проектов строительства четырех ВСМ — на Санкт-Петербург, Адлер, Екатеринбург и Минск. По состоянию на июнь 2024 года «реально» экономика просчитана для каждого из них, кроме последнего, уточняет источник.

«И поскольку теперь у нас появились новые территории (ДНР, ЛНР), то до них тоже надо делать ответвления от ВСМ. Там не предполагается заходов ВСМ прямо в эти города, но совокупный спрос растет, высокоскоростное движение нужно на всем южном участке. При этом забюджетирован сейчас все равно только пилотный проект — ВСМ «Москва — Санкт-Петербург», — резюмирует он.

По словам президента НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, пока говорить о ВСМ «Юг» как о ближайшем проекте рано — глобально он не рассчитывался. По направлению Москва — Санкт-Петербург, как напоминает собеседник РБК, есть сметная документация, были проведены проектно-изыскательские работы: понятно, где требуется межевание земель, сколько нужно путей и так далее, то есть проект готов к реализации. «Центр — Юг» же — это «словесная интервенция», — добавляет он.

Чтобы нивелировать те сложности, которые сейчас есть на Северо-Кавказской железной дороге, уже теперь следует принимать программу разделения пассажирского и грузового сообщения — это позволит ускорить пассажирские поезда, следующие в южном направлении, считает Иванкин. «Это надо сделать в ближайшее время, определить направления, выделить их, определить программу повышения скоростей — это может быть 160 км/ч, 180 км/ч, 200 км/ч и так далее. Соответственно, в рамках этого нужно посчитать стоимость проекта, и в ближайшие 3–5 лет его в целом реально сделать. Прежде всего повысить скорость необходимо на маршруте Москва — Краснодар. В рамках ВСМ «Юг» это может смотреться очень неплохо», — полагает он.

Эксперт также считает, что проект должен реализовываться в увязке с программой расширения пропускной способности подходов к портам Азово-Черноморского бассейна до 152 млн т к 2030 году.

Поручение уменьшить время в пути из Москвы до курортов черноморского побережья до 16 часов ведет к снижению провозной и пропускной способности, отмечает Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров. «Поезда будут ехать всю дорогу со скоростью 160 км/ч, чтобы доехать за 16 часов, но их будет гораздо меньше», — поясняет он. Максимальная провозная и пропускная способность железнодорожной линии возможна при одинаковой скорости движения поездов на уровне 80–100 км/ч.

«Сейчас надо выбирать: то ли ускоряться, то ли обеспечить максимальную пропускную способность. Я вообще ВСМ на юг считаю не очень эффективной, потому что, как показывает опыт, при времени в пути до 5–6 часов поезд выигрывает у самолета, а если больше (а до Сочи не менее 7–8 часов), то проигрывает», — говорит Янков. Наилучшим решением сейчас, когда свободно купить билеты на юг сложно, будет не ускорять линию, а обеспечить на ней движение максимального количества поездов.

Представитель Минтранса переадресовал запрос РБК в РЖД. В пресс-службе РЖД отказались от комментариев. РБК направил запросы в правительство и аппарат Левитина.

 
Назад
Сверху