Структуры Альберта Авдоляна решили продать порт Вера

Структуры Альберта Авдоляна готовятся к продаже ООО «Порт Вера» — оператора одноименного угольного порта в Приморском крае, утверждают источники РБК. Компания, по словам собеседников РБК, привлекла Сбербанк в качестве консультанта по готовящейся сделке.

Официальные представители Авдоляна и Сбербанка отказались от комментариев.

Порт Вера расположен в районе мыса Открытый, к югу от Большого камня. Предприятие начало работу в конце 2019 года. На проектную мощность в 9 млн т угля в год порт должен выйти в 2024 году. Источник РБК, близкий к проекту, говорит, что в 2022 году порт обработал 6,3 млн т угля, в 2023 году — около 7,4 млн т. Предполагается, что с 2025 года Вера будет работать с полной загрузкой.

Ранее предполагалось, что в долгосрочной перспективе загрузка порта вырастет до 20 млн т, но сейчас, по словам источника РБК, такая перспектива не просматривается — порт вряд ли будет переваливать больше 9 млн т до 2034 года.

Источник, знакомый с техническим оснащением порта, говорит, что сегодня в порту есть грузовой причал, угольные склады морского (80 тыс. т) и железнодорожного (570 тыс. т) грузовых фронтов, 13 железнодорожных путей, включая соединительные приемо-отправочные и пути с вагоноопрокидывателем, общей протяженностью 12,6 тыс. м, ветрозащитные экраны длиной 650 м. К апрелю 2024 года будут введены еще два пути.

Источник РБК на угольном рынке утверждает, что работа порта менее автоматизирована по сравнению с конкурентами — «Восточным портом», «Ванинотрансуглем» и «Дальтрансуглем». «После выгрузки вагонов уголь попадает на ближайший склад (железнодорожный грузовой фронт. — РБК), до моря везется автотранспортом и только там попадает на судопогрузочную машину, по сравнению с конкурентами это такой полуавтомат», — утверждает он.

Собеседник полагает, что текущих собственников подталкивают к продаже скорый запуск порта Суходол (строится к северу от Большого Камня, считается фаворитом в конкуренции за провозную способность железной дороги по углю) и перспектива запуска частной железной дороги из Якутии к новому порту на севере Хабаровского края, оба проекта могут забрать часть грузовой базы.

По данным Спарк, в 2022 году актив сгенерировал 3,3 млрд руб. прибыли при выручке 8,2 млрд руб. По словам источника РБК, выручка по итогам 2023 года составила 9,2 млрд руб., а чистая прибыль снизилась до 2,7 млрд руб.

Предприятие, в частности, переваливает уголь с Огоджинского месторождения в Амурской области и Эльгинского месторождения в Якутии (совместные проекты Альберта Авдоляна и Ростеха). По словам источника РБК, близкого к проекту, сегодня перевалка идет по сниженному кэптивному тарифу: в 2022 году он составлял $19 за тонну угля (средний уровень по рынку), в 2023 году — $15 за тонну (при среднем уровне $22 за тонну). После продажи порта и перехода на рыночные ставки перевалки цена может вырасти до $20–24 за тонну, а выручка — до 18-21 млрд руб.

ООО «Порт «Вера», по данным СПАРК, принадлежит ООО «Порт «Вера» Менеджмент», которое, в свою очередь, на 100% контролируется ООО «Порт «Вера» Холдинг». Последнее на 99,99% принадлежит ООО «ПВ-Развитие» (75% в собственности у ООО «АП Логистика», 25% — у АО «АРН Трейд»). «АП Логистику» возглавляет Станислав Врублевский, бывший гендиректор «А-Проперти» Альберта Авдоляна. Кресло гендиректора «Порт Вера Холдинга» и «ПВ-Развития» занимает Родион Сокровищук. Источник, знакомый со структурой владения портом, утверждает, что актив принадлежит компаниям, связанным с Авдоляном.

Угольный порт Вера в начале 2010-х годов был частью масштабного проекта госкорпорации Ростех по развитию Огоджинского угольного месторождения Амурской области, который включал также строительство ТЭС и ЛЭП для экспорта электроэнергии в Китай. Партнером должна была стать китайская Shenhua, общий объем инвестиций оценивался в $8-10 млрд, но позже партнер из КНР вышел из проекта, его параметры были пересмотрены, а новым инвестором стала «А-Проперти» Альберта Авдоляна. Общие инвестиции в порт Вера оценивались в 15,4 млрд руб. В конце 2010-х годов в капитал порта вошел «Востокуголь» Дмитрия Босова. В январе 2021 года, после смерти предпринимателя (застрелился в мае 2020 года), 50% порта были выкуплены у «Востокугля» структурами Авдоляна и «Ростехом». В 2022 году Ростех вышел из проекта.

Альберт Авдолян в 2021 году вошел в список 200 богатейших бизнесменов России, заняв 115-е место, по версии Forbes. На тот момент его состояние оценивалось в $1 млрд. В 2021 году Авдолян и Максим Барский выкупили угольную компанию «Сибантрацит» у наследников Дмитрия Босова, но в конце 2023 года продали ее Башкирскому промышленному холдингу. Сегодня основной угольный проект Авдоляна — Эльгинский комплекс, для вывоза угля с него бизнесмен строит железную дорогу к Охотскому морю через Якутию и север Хабаровского края.

РБК направил запросы в угледобывающие компании «Кузбассразрезуголь», СУЭК (в том числе в Национальную транспортную компанию), «СДС-Уголь», «Русский уголь». Представители «Распадской» и «Мечела» отказались от комментариев.

Один из главных сдерживающих факторов загрузки угольных портов Дальнего Востока — недостаточная пропускная способность Восточного полигона РЖД (Транссиба и БАМа). Госмонополия работает над решением этой проблемы: в рамках второго этапа модернизации полигона его пропускная способность с 2021 года к концу 2024 года вырастет на 25% — со 144 до 180 млн т. В 2025 году начнется третий этап модернизации, по итогам которого к концу 2031 года провозная способность Восточного полигона увеличится до 210 млн т в год. К 2035 году правительство планирует расширить полигон до 270 млн т.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников считает, что новыми собственниками порта Вера могут стать владельцы группы «Сибантрацит» (Башкирский промышленный холдинг, — РБК). «Во время раздела наследства Босова его наследникам пришлось уступить «Ростеху», который, предположительно, планировал передать порт «Коулстару» Эдуарда Худайнатова», — говорит эксперт. Но бизнесмен не увеличил мощности своих добывающих активов, и порт оказался ему не нужен.

Другим возможным интересантом порта Шапошников называет «Сибуглемет», которая называет себя единственным независимым производителем коксующихся углей в России, не принадлежащим металлургическим компаниям.

С учетом маржинальности портового бизнеса, стоимость порта Вера по состоянию на начало 2024 года может составлять 10-13 млрд руб. за вычетом налога (из расчета перевалки угля на уровне 4,5 млн тонн в 2022 году, по данным АСОП), считает Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА. При перевалке угля в 2022 году на уровне 6,3 млн т (данные источника РБК) стоимость порта составит 16-19 млрд рублей за вычетом долга.

По информации Гришунина, ставки перевалки угля в портах Дальнего Востока находятся сейчас на уровне $20 за тонну, ниже $10 они «точно не уйдут». Как только цены угля на мировых рынках вырастут, что, по прогнозу эксперта, произойдет в течение года, ставки начнут возвращаться к уровню $20 за тонну.

Гендиректор «INFOLINE Аналитики» Михаил Бурмистров считает готовящуюся продажу порта Вера структурами Альберта Авдоляна логичной: фокус инвестиций предпринимателя сосредоточен на строительстве Тихоокеанской железной дороги и порта Эльга. Эксперт считает, что ставки на перевалку угля в ближайшие годы продолжат расти даже в условиях снижения цен на уголь: расходы операторов портовых терминалов повышаются из-за увеличения затрат на оборудование, технику и заработные платы персоналу.

 
Назад
Сверху