Первого обвиненного в сдаче в плен ВСУ будут судить в Москве

Военный суд в Москве рассмотрит первое уголовное дело против российского военнослужащего, обвиненного в добровольной сдаче в плен в ходе военной операции на Украине, сообщает «Коммерсантъ».

По данным газеты, речь идет о бывшем шахтере Романе Иванишине, который был мобилизован и служил в 39-й отдельной гвардейской мотострелковой бригаде. Следствие утверждает, что Иванишин дважды пытался сдаться ВСУ, причем второй раз стал успешным, а также дезертировал из своей бригады.

Как следует из опубликованной в интернете видеозаписи с выступлением Иванишина, он попал в плен 10 июня 2023 года в районе села Степное Волновахского района ДНР. На том же видео мужчина выступил против проведения военной операции. После полугода плена он вернулся в Россию в начале января 2024-го в группе из 248 военнопленных. Иванишина отправили самолетом в Подмосковье, а затем на родной Сахалин.

На Сахалине его арестовали, 10 сентября уголовное дело против Иванишина поступило в гарнизонный военный суд Южно-Сахалинска, который вскоре отправил материалы по подсудности в другой регион. Защита безуспешно обжаловала это решение. Источники «Коммерсанта» рассказали, что суд в Южно-Сахалинске мог рассматривать дело лишь при исключительных обстоятельствах, например, в случае признания вины или особого порядка судопроизводства. В ДНР, где, по версии следствия, было совершено преступление, тоже не стали судить Иванишина, выяснила газета, дело отправили в Гарнизонный военный суд Москвы.

Иванишина обвиняют в покушении на добровольную сдачу в плен, сдаче в плен (при отсутствии признаков государственной измены) и дезертирстве, совершенном в условиях ведения боевых действий или мобилизации (ч. 1 ст. 30 и ст. 352.1, ст. 352.1 и ч. 3 ст. 338 УК). По первым двум статьям мужчине грозит по девять лет, за дезертирство — 15.

«В современных реалиях СВО и формирующейся правоприменительной практики, которую обобщил в своем постановлении пленум Верховного суда, «законно» сдаться в плен практически невозможно. В плен можно лишь попасть помимо своей воли — к примеру, в бессознательном или беспомощном состоянии. И бремя доказывания данных обстоятельств лежит по факту на самом бойце», — рассказал адвокат Александр Почуев.

 
Назад
Сверху