Никаб — это разновидность уличной женской одежды у мусульманок. Слово происходит от арабского نقاب, буквально — «покрывало, вуаль». Представляет собой головной убор, который полностью закрывает лицо и шею, оставляя только прорезь для глаз.
Никабы отличаются фасоном, длиной, материалом и цветом. Простейший из них представляет собой квадратный кусок ткани, часто из шифона, который надевается на голову и удерживается с помощью завязки или резинки.
Другой вариант — налобная повязка, к которой пришиты два прямоугольных платка, один из которых закрывает лицо, другой — шею.
Некоторые никабы предусматривают перегородку, закрывающую переносицу. Никабы могут носиться поверх головного платка-хиджаба, а сверху их может дополнять гашва (бушийя, или ситар) — полупрозрачная вуаль, размывающая черты лица. В некоторых странах ношение никаба сочетается с другими элементами верхней одежды, главным образом с платьем-абайей.
Никабы ассоциируются со странами Аравийского полуострова, в первую очередь с Саудовской Аравией. Они распространены также в Йемене, на юге Пакистана и в других странах с консервативными формами ислама (главным образом ханбалитского и шафиитского толка), которые предписывают покрывать лицо и руки. В некоторых случаях никабы могут дополняться солнцезащитными очками и перчатками.
Никаб — лишь одна из многочисленных разновидностей религиозной одежды, которая покрывает лицо и фигуру женщины. В мусульманском мире существует множество разных типов такой одежды, которая отличается цветом, материалом и фасоном, ее ношение регулируется региональными культурными традициями, религиозным обычаем, а также модой.
Все они носят название хиджаб (от араб. حجاب «ширма, перегородка, ограда»).
Хиджаб в узком смысле — это плотный головной платок, который покрывает волосы, уши и шею. Существует множество вариаций хиджаба за пределами арабского мира, например тудунг или керудунг (Индонезия, Малайзия, Бруней, Сингапур, юг Таиланда), буибуи (в Восточной Африке).
Любопытно, что в Коране слово «хиджаб» используется семь раз, но никогда — в значении женской одежды. Его основной символический смысл — барьер, отделяющий смертных от Бога, грешников от праведников, верующих от неверующих, в более «приземленном» значении — занавес, скрывающий женщин от посторонних мужчин.
Среди самых распространенных типов верхней женской одежды выделяют следующие.
Покрытие головы не является ни центральным требованием ислама, ни его изобретением. Известно, что традиции покрывать голову и другие части тела существовали с доисламских времен в древней юго-западной Аравии и Месопотамии, а также среди иудеев, христиан и индуистов.
Священные тексты мусульман не содержат детальных нормативных предписаний относительно способов покрытия тела женщинами. Исламские ученые сходятся лишь в том, что и мужчины, и женщины должны одеваться скромно. Поэтому в мусульманских странах ношение такой одежды регулируется в основном обычаем.
В самом общем виде предписание покрывать голову содержится в Коране и в ряде хадисов Сунны (собрания поступков и изречений Пророка). Считается, что первоначально это касалось жен пророка и его сподвижников, но постепенно практика вошла в более широкий обиход. При этом священная книга мусульман упоминает только два типа женской одежды — химар (24:31) и джильбаб (33:59).
Наиболее цитируемая часть Корана — 59 аят (стих) 33-й суры (главы) «Аль-Ахзаб»: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».
Другой стих из суры «Ан-Нур» (24:31) содержит предписание скрывать покрывалом (химар) вырез на груди: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают».
В османский период покрытие лица как часть национального костюма (например, хайка в странах Магриба) подчеркивало высокий статус женщины, принадлежность к состоятельной городской прослойке (в такой одежде невозможно работать в поле и заниматься другим ручным трудом). Начиная с рубежа 19 и 20 веков сначала Египте, а затем и в других странах ряд общественных движений, выступающих за модернизацию и эмансипацию, боролись с покрытием лица как с символом консерватизма, отсталости и угнетенного положения женщин, проводили публичные кампании против ношения этой одежды.
Последние 50-60 лет ношение никаба часто связывают с радикальными формами ислама, которые распространились в Египте и ряде стран Ближнего Востока с 1970-х годов при поддержке консервативных монархий Персидского Залива, в Европе — начиная с 1990-х годов среди мусульманской диаспоры. С 1970-х годов активисты и активистки движений фундаменталистского (салафитского) толка продвигали своеобразный «дресс-код», важным атрибутом которого для женщин стал никаб монотонных цветов. Кроме того, ряд джихадистских движений на Ближнем Востоке и в Африке насаждают строгие правила покрытия лица для женщин на подконтрольных им территориях.
Поскольку покрытие лица не имеет прямых коранических соответствий, ношение никаба и бурки является одним из наиболее дискуссионных вопросов в мусульманских странах и за их пределами. Практика вызывает больше всего запретительных инициатив разного уровня, особенно в вопросе ношения этой одежды в общественных местах, государственных и учебных заведениях.
Часто это мотивируется требованиями безопасности, борьбы с радикализацией и терроризмом, в отдельных случаях — «чуждостью» никабов национальным традициям, а поводом для введения ограничительных мер нередко становятся резонансные террористические акты. Известны случаи, например в Тунисе, когда правоохранительные органы получали рекомендации обращать повышенное внимание на носительниц такой одежды.
В свою очередь, некоторые мусульманские организации, включая женские, обвиняют сторонников запрета никаба в дискриминации, нарушении свободы вероисповедания и права на выражение собственной идентичности. Помимо религиозных причин, некоторые мусульманки также мотивируют их ношение защитой от нежелательного сексуализированного внимания со стороны мужчин. С критиками запретительных мер часто солидаризируются международные и национальные правозащитные организации, в некоторых случаях — суды.
Никабы отличаются фасоном, длиной, материалом и цветом. Простейший из них представляет собой квадратный кусок ткани, часто из шифона, который надевается на голову и удерживается с помощью завязки или резинки.
Другой вариант — налобная повязка, к которой пришиты два прямоугольных платка, один из которых закрывает лицо, другой — шею.
Некоторые никабы предусматривают перегородку, закрывающую переносицу. Никабы могут носиться поверх головного платка-хиджаба, а сверху их может дополнять гашва (бушийя, или ситар) — полупрозрачная вуаль, размывающая черты лица. В некоторых странах ношение никаба сочетается с другими элементами верхней одежды, главным образом с платьем-абайей.
Никабы ассоциируются со странами Аравийского полуострова, в первую очередь с Саудовской Аравией. Они распространены также в Йемене, на юге Пакистана и в других странах с консервативными формами ислама (главным образом ханбалитского и шафиитского толка), которые предписывают покрывать лицо и руки. В некоторых случаях никабы могут дополняться солнцезащитными очками и перчатками.
Никаб — лишь одна из многочисленных разновидностей религиозной одежды, которая покрывает лицо и фигуру женщины. В мусульманском мире существует множество разных типов такой одежды, которая отличается цветом, материалом и фасоном, ее ношение регулируется региональными культурными традициями, религиозным обычаем, а также модой.
Все они носят название хиджаб (от араб. حجاب «ширма, перегородка, ограда»).
Хиджаб в узком смысле — это плотный головной платок, который покрывает волосы, уши и шею. Существует множество вариаций хиджаба за пределами арабского мира, например тудунг или керудунг (Индонезия, Малайзия, Бруней, Сингапур, юг Таиланда), буибуи (в Восточной Африке).
Любопытно, что в Коране слово «хиджаб» используется семь раз, но никогда — в значении женской одежды. Его основной символический смысл — барьер, отделяющий смертных от Бога, грешников от праведников, верующих от неверующих, в более «приземленном» значении — занавес, скрывающий женщин от посторонних мужчин.
Среди самых распространенных типов верхней женской одежды выделяют следующие.
Покрытие головы не является ни центральным требованием ислама, ни его изобретением. Известно, что традиции покрывать голову и другие части тела существовали с доисламских времен в древней юго-западной Аравии и Месопотамии, а также среди иудеев, христиан и индуистов.
Священные тексты мусульман не содержат детальных нормативных предписаний относительно способов покрытия тела женщинами. Исламские ученые сходятся лишь в том, что и мужчины, и женщины должны одеваться скромно. Поэтому в мусульманских странах ношение такой одежды регулируется в основном обычаем.
В самом общем виде предписание покрывать голову содержится в Коране и в ряде хадисов Сунны (собрания поступков и изречений Пророка). Считается, что первоначально это касалось жен пророка и его сподвижников, но постепенно практика вошла в более широкий обиход. При этом священная книга мусульман упоминает только два типа женской одежды — химар (24:31) и джильбаб (33:59).
Наиболее цитируемая часть Корана — 59 аят (стих) 33-й суры (главы) «Аль-Ахзаб»: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».
Другой стих из суры «Ан-Нур» (24:31) содержит предписание скрывать покрывалом (химар) вырез на груди: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают».
В османский период покрытие лица как часть национального костюма (например, хайка в странах Магриба) подчеркивало высокий статус женщины, принадлежность к состоятельной городской прослойке (в такой одежде невозможно работать в поле и заниматься другим ручным трудом). Начиная с рубежа 19 и 20 веков сначала Египте, а затем и в других странах ряд общественных движений, выступающих за модернизацию и эмансипацию, боролись с покрытием лица как с символом консерватизма, отсталости и угнетенного положения женщин, проводили публичные кампании против ношения этой одежды.
Последние 50-60 лет ношение никаба часто связывают с радикальными формами ислама, которые распространились в Египте и ряде стран Ближнего Востока с 1970-х годов при поддержке консервативных монархий Персидского Залива, в Европе — начиная с 1990-х годов среди мусульманской диаспоры. С 1970-х годов активисты и активистки движений фундаменталистского (салафитского) толка продвигали своеобразный «дресс-код», важным атрибутом которого для женщин стал никаб монотонных цветов. Кроме того, ряд джихадистских движений на Ближнем Востоке и в Африке насаждают строгие правила покрытия лица для женщин на подконтрольных им территориях.
Поскольку покрытие лица не имеет прямых коранических соответствий, ношение никаба и бурки является одним из наиболее дискуссионных вопросов в мусульманских странах и за их пределами. Практика вызывает больше всего запретительных инициатив разного уровня, особенно в вопросе ношения этой одежды в общественных местах, государственных и учебных заведениях.
Часто это мотивируется требованиями безопасности, борьбы с радикализацией и терроризмом, в отдельных случаях — «чуждостью» никабов национальным традициям, а поводом для введения ограничительных мер нередко становятся резонансные террористические акты. Известны случаи, например в Тунисе, когда правоохранительные органы получали рекомендации обращать повышенное внимание на носительниц такой одежды.
В свою очередь, некоторые мусульманские организации, включая женские, обвиняют сторонников запрета никаба в дискриминации, нарушении свободы вероисповедания и права на выражение собственной идентичности. Помимо религиозных причин, некоторые мусульманки также мотивируют их ношение защитой от нежелательного сексуализированного внимания со стороны мужчин. С критиками запретительных мер часто солидаризируются международные и национальные правозащитные организации, в некоторых случаях — суды.