Набиуллина раскрыла новые меры ЦБ для борьбы с кредитным мошенничеством

Банк России призвал банки усилить защиту при выдаче кредитов для борьбы со злоумышленниками и предложил три инициативы для решения проблемы. Вопрос кредитного мошенничества должен стать основной задачей для регулятора и банков на этот год, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в рамках уральского форума «Кибербезопасность в финансах».

«Среди основных задач одна из самых главных на этот год, которую мы могли бы совместно решать, это вопрос кредитного мошенничества. Мы видим, что социальная инженерия все больше и больше перетекает в кредитный фрод, где нет системных барьеров», — сказала Набиуллина. Она добавила, что ЦБ занимается вопросом финансовой грамотности и предупреждает банковских клиентов о мошенниках и их способах обмана, но при этом видит, что люди все чаще и чаще берут миллионные кредиты и отдают их мошенникам.

«По нашей статистике каждый четвертый рубль, похищенный из банков, это заемные средства. У каких-то банков больше, у каких-то меньше. Есть банки, у которых половина средств, похищенных мошенниками, это те средства, которые люди взяли в займы. Чем это опасно? Люди не просто теряют деньги, они еще берут кредиты. Иногда большой долг должны всю жизнь, и это может просто поломать жизнь человеку», — говорит Набиуллина.

Зампредседателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов подтвердил проблему. По данным Сбербанка, 30% из всех звонков злоумышленников банковским клиентам переходят в кредитное мошенничество. Также из 276 млрд руб., похищение которых «Сбер» смог предотвратить, около 100 млрд руб. составляют заемные средства. Кузнецов рассказал, что Сбербанк уже самостоятельно ввел период охлаждения на выдачу кредитов. Он его использует в тех случаях, где уверен, что кредит оформляется под воздействием мошенников. По словам Кузнецова, 24 часов достаточно, чтобы жертва поняла, что ее «развели».

В 2023 году мошенники путем совершения несанкционированных денежных переводов украли у банковских клиентов 15,8 млрд руб., что превысило данные 2022 года на 11,5%. Из этой суммы банки смогли вернуть жертвам только 8,7% средств (1,38 млрд руб.). Одновременно с этим кредитные организации предотвратили хищение 5,8 трлн руб. ЦБ отмечал, что рост мошеннических операций происходит в том числе потому, что телефонные атаки мошенников стали более адресные и подготовленные за счет использования данных о человеке, полученных из открытых источников или «слитых» баз данных.

 
Назад
Сверху