МУС — когда и для чего был создан международный уголовный суд

Содержание:

МУС
— это орган международной уголовной юстиции. Расшифровка — Международный уголовный суд (англ. International Criminal Court, ICC, фр. Cour pénale internationale, CPI). МУС доверено расследовать и рассматривать дела по четырем категориям тяжких преступлений: геноцид, военные преступления, преступления против человечности и преступления агрессии. Он специализируется на привлечении к ответственности виновных в этих преступлениях и обеспечении справедливости для их жертв.

Суд территориально размещается в Гааге (Нидерланды), но имеет полевые офисы в других странах.

Инстанцию не следует путать с Международным судом ООН, который тоже базируется в Гааге, но занимается разрешением споров между государствами. Участниками МУС являются 124 государства, однако ряд стран, включая США, Китай, Россию, Турцию, Индию, Пакистан и Индонезию отказались от ратификации соглашения.

Официальные языки МУС — английский, французский, арабский, испанский, китайский и русский, при этом основными рабочими языками в судопроизводстве являются английский и французский.

Идея создания такого постоянного трибунала начала формироваться после Второй мировой войны, поскольку Нюрнбергский и Токийский судебные процессы показали, что требуется более эффективный механизм привлечения к уголовной ответственности виновников преступлений с массовыми жертвами. Но лишь в конце XX века, после геноцида в Руанде и этнических чисток в Югославии, международное сообщество снова серьезно задумалось об учреждении постоянного судебного органа. Его непосредственными предшественниками стали международные уголовные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии, а также специальные суды по Либерии и Сьерра-Леоне.

В 1998 году в Риме прошла учредительная конференция ООН по созданию Международного уголовного суда, на которой был принят основополагающий документ МУС — Римский статут, определяющий его структуру, функции его структурных подразделений и юрисдикцию. На той конференции представители нескольких десятков государств подписали документ, на основе которого создан суд. Однако Римский статут вступил в силу лишь 1 июля 2002 года, когда его ратифицировали 60 стран из подписавших ранее.

Судебный процесс в МУС основан на практике и опыте много лет работающих национальных судебных систем, но международный статус допускает в деятельности этой инстанции некоторые особенности. Так, сам МУС не запускает следственные процессы, они могут начаться на основе представленной прокурору информации, по собственному решению прокурора МУС или после изучения переданных Советом Безопасности ООН сведений.

Первая стадия процесса — предварительное расследование — аналогична во многих странах. Перед судебным следствием организуется предварительное расследование, в рамках которого идет сбор доказательств, допрашивают свидетелей, экспертов и потерпевших. При инстанции работают прокуроры, которые определяют, достаточно ли доказательств для предъявления обвинения. Если да, то дело передается в суд. До передачи дела также решается вопрос о направлении подозреваемому повестки или, если он отказывается явиться на слушания добровольно, о выдаче ордера на арест и принудительный привод.

Следующая стадия — само судебное заседание. Оно проходит перед палатой предварительного производства, судебной или апелляционной палатой, в зависимости от стадии процесса. На заседании выступают прокурор, представители защиты обвиняемого и потерпевших, вновь допрашивают всех свидетелей, изучают доказательства и представляются аргументы сторон. По окончании заседания суд выносит решение, которое может включать оправдание, признание подсудимого виновным и назначение наказания — вплоть до пожизненного лишения свободы.

В обязанности МУС входит обеспечение прав обвиняемого на справедливое и беспристрастное рассмотрение его дела, включая право на адвоката и возможность подготовки и представления своей защиты. Суд также следит за тем, чтобы на каждой стадии разбирательства привлекаемый к ответственности человек получал всю информацию на том языке, который он понимает, поэтому весь судебный процесс сопровождает команда переводчиков.

МУС также организовывает безопасность свидетелей и экспертов, включая по необходимости предоставление им защиты и конфиденциальности, использование видео- и аудиозаписей или анонимных свидетелей.

Международный уголовный суд может сотрудничать с другими международными инстанциями или национальными судами. Происходит обмен информацией, передача заключенных, организация допроса свидетелей и экспертов и консультации в вопросах права.

Первые слушания в МУС состоялись в 2006 году. Подозреваемым проходил конголезский военачальник Томас Лубанга. Процесс над ним начался в январе 2009 года и продолжался до 2012-го, когда МУС присудил бывшему полевому командиру 14 лет лишения свободы за вербовку детей и использование их в боях.

Римский статут — это международный договор, на основе которого учрежден и действует Международный уголовный суд.

15 июня 1998 года Генеральная Ассамблея ООН созвала конференцию в Риме с участием 160 государств, наблюдателей от Организации освобождения Палестины и 16 межправительственных организаций, где разработали положения работы такого суда. Встреча завершилась 17 июля принятием соответствующего документа. Он вступил в силу 1 июля 2002 года и с тех пор регулирует состав и функции суда. Документ распространил юрисдикцию суда на наиболее серьезные преступления: геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. В документе даны определения этим терминам.

Одновременно на МУС наложены ограничения: у него нет преимущественной силы над внутренней юрисдикцией государства и в отношении преступлений, которые были совершены до 2002 года. Кроме того, суд может реализовать свою власть только при условии, что государство, на территории которого было совершено преступление или гражданином которого является обвиняемый, ратифицировало Римский статут. МУС не имеет полномочий для принудительного исполнения решений, он полагается только на добровольное сотрудничество государств-членов.

В 2010 году в Кампале (Уганда) состоялась первая конференция по обзору Римского статута, которая уточнила понятие «преступление агрессии» и распространила юрисдикцию на преступления такого рода после 2017 года.

На момент принятия 17 июля 1998 года статут был открыт для подписания для всех государств в штаб-квартире Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Затем до 17 октября того же года он хранился в Министерстве иностранных дел Италии в Риме, а после этого и до 31 декабря 2000-го он находился в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

На 2024 год договор подписали 137 государств, но ратифицировали только 124 из них. Последними статут ратифицировали Армения (в ноябре 2023-го) и Украина (в октябре 2024-го; в 2015 году страна признала юрисдикцию суда «в отношении всех преступлений, совершенных на территории Украины с начала военной агрессии России»).

На основании статута создали Ассамблею государств-участников, куда входит один представитель от каждой страны, не считая замов и советников. Ассамблея утверждает бюджет органа, выбирает судей и прокуроров, может менять правила и процедуры и занимается наблюдением за работой остальных четырех органов в структуре суда: Президиума, прокурора и секретариата МУС.

Руководящий орган — Президиум — состоит из председателя и двух вице-председателей, они избираются ассамблеей на три года с правом переизбрания. Председатель выполняет административные функции, отвечает за внешние сношения МУС. С 11 марта 2024 года эту должность занимает представительница Японии Томоко Акане.

Прокурор и его канцелярия занимаются преследованием подозреваемых в совершении преступлений лиц и предъявлением им обвинений. Кандидатов на посты в этом подразделении обсуждает и назначает ассамблея. Прокуроров выбирают сроком на девять лет. С 12 февраля 2021 года должность занимает британский юрист Карим Хан.

Секретариат отвечает за организацию работы суда. Руководителя этого подразделения избирают судьи.

В МУС есть отделения предварительного следствия, судебного следствия и апелляции. В первых двух работают по три судьи, в последнем — председатель и четверо судей.

Судьи — всего их в МУС 18 — распределяются в этих отделах по трем соответствующим палатам в зависимости от сложности рассматриваемого дела.

МУС сталкивается с критикой со стороны ряда государств, в том числе России и США, которые не признают его юрисдикцию, а также с обвинениями в политической предвзятости и неэффективности.

В частности, критики неоднократно указывали на «африканский» уклон в работе МУС: орган непропорционально много внимания уделял военным преступлениям, совершенным в ходе конфликтов в Африке, по состоянию на апрель 2024 года из всех 54 лиц, которым МУС выдвинул обвинения, 47 были гражданами африканских государств. В октябре 2013 года тогдашний президент Кении Ухуру Кениата обвинил МУС в расизме и предвзятости и назвал международный трибунал «игрушкой в руках загнивающих империалистических держав» (тогда Кениата и его помощник Уильям Руто сами проходили подозреваемыми в совершении преступлений против человечности, однако позже МУС снял с них обвинения).

Другая проблема — это сложность с привлечением к ответственности высших должностных лиц. Римский статут предполагает отмену личного иммунитета глав государств перед МУС. Однако бывший президент Судана Омар Аль-Башир уже после выдачи ордера на арест в 2008 году беспрепятственно посетил больше двух десятков стран и нигде не был арестован, поскольку их власти ссылались на персональный иммунитет тогда еще действующего главы государства. Дело в том, что уже после вступления в силу Римского статута Комиссия международного права ООН и Международный суд ООН подтверждали право глав государств на полный иммунитет от уголовной юрисдикции и неприкосновенность. К тому же статут как международный договор налагает обязательства на третьи страны только по их согласию.

Россия подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако до ратификации не дошло. До 2016 года Россия была наблюдателем при МУС и сотрудничала с судом. 16 ноября 2016 года президент Владимир Путин отозвал подпись страны под документом, объяснив это «национальными интересами». Поручение опубликовали на следующий день после того, как главный прокурор МУС Фату Бенсуда в своем ежегодном отчете назвала факт вхождения Крыма в состав России в 2014 году «равнозначным международному вооруженному конфликту» между Украиной и Россией.

Летом 2022 года агентство [URL='http://www.reuters.com/']Reuters[/URL] со ссылкой на Службу разведки Нидерландов сообщило, что в МУС в качестве стажера хотел проникнуть «российский шпион» Сергей Черкасов, представившийся гражданином Бразилии Виктором Мюллером-Ферейрой. Москва назвала эти сведения вбросом.

17 марта 2023 года суд выдал ордер на арест президента Путина «в контексте ситуации на Украине». Аналогичный ордер в тот же день выдали в отношении российского детского омбудсмена Марии Львовой Беловой. В сообщении суда было сказано, что они «предположительно, несут ответственность за военное преступление, которое заключается в незаконной депортации населения (детей) с оккупированных территорий Украины в Российскую Федерацию». По его данным, это произошло в период с 24 февраля 2022 года.

В марте 2024 года палата предварительного производства МУС выдала ордера на арест российских командующих дальней авиацией Сергея Кобылаша и Черноморским флотом Виктора Соколова, а в июне того же года она выдала ордера на арест секретаря Совета безопасности России, экс-министра обороны страны Сергея Шойгу и начальника Генштаба Валерия Герасимова. В России тогда напомнили, что поскольку она не является участником Римского статута, то не несет по нему обязательств. Кроме того, Москва заочно арестовала и объявила в розыск судей МУС, ответственных за вынесение этих решений. В то же время страны, которые подписали и ратифицировали документ, могут выполнить этот ордер при визите российского президента к ним.

Китай никогда не подписывал Римский статут, поэтому прокуроры МУС на его территории действовать не могут. Однако если какую-то из ратифицировавших статут государств заподозрят в помощи властям Китайской Народной Республики при совершении того, что прокуроры суда признают преступлением, этим странам придется отвечать как пособникам.

Так, в 2020 году группа уйгурских мусульман обратилась в МУС с требованием провести расследование и осудить ответственных в Китае за их преследование. Таджикистан и Камбоджу как подписавших статут могли привлечь в качестве пособников при депортации уйгуров. Однако в середине декабря прокурор уголовного суда решил отказать в расследовании, поскольку заявленные преступления «были совершены исключительно гражданами Китая на территории Китая», который не является частью МУС.

Администрация президента Билла Клинтона подписала статут в 2000 году, но не представила его на ратификацию в Сенат. А администрация Джорджа Буша — младшего заявила, что страна вообще никогда не присоединится к МУС. Вашингтон тогда тоже объявил статут не соответствующим национальным интересам и позволяющим преследовать граждан страны на ее территории.

В стране приняты законы, позволяющие американским военным освобождать задержанных по ордеру МУС в других государствах, также у Соединенных Штатов есть договоренность с рядом государств — подписантов статута (среди них — Румыния и Таджикистан) о невыдаче уголовному суду американцев даже по ордеру.

США рассматривали возможность введения собственных санкций в отношении МУС. В 2020 году президент США Дональд Трамп одобрил введение экономических санкций и дополнительных визовых ограничений против представителей МУС, которые расследовали преступления, предположительно совершенные американскими военными в Афганистане в 2003 году. Среди прочих под санкции попали главный прокурор МУС Фату Бенсуда, а также глава отдела судопроизводства Факисо Мочочоко. Их активы были заморожены. В апреле 2021 года администрация нового президента Джо Байдена отменила эти ограничения.

В июне 2024 года комитет Конгресса одобрил законопроект о санкциях против МУС.

 
Назад
Сверху