Книгоиздатели нарастили доходы за счет роста спроса и повышения цен

Крупнейшие российские издательства книг и учебной литературы по итогам 2024 года отчитались о заметном росте выручки: у некоторых участников рынка динамика год к году превысила 15–20%. Это следует из отчетностей компаний по РСБУ, с которыми ознакомился РБК. При этом сами издатели предупреждают, что из-за ужесточения законодательства в книжной сфере, сокращения контрактов с иностранными авторами и демографической ситуации в ближайшие годы развитие рынка может замедлиться.

Рост выручки группы «Эксмо-АСТ» в самой компании связывают с двумя ключевыми факторами: ростом продаж в натуральном выражении и «успешным замещением выпадающего западного контента отечественным». Так, в «Эксмо» доля российских книг от всей выпускаемой литературы достигла 50% (против 44% годом ранее), в «АСТ-Азбуке» — более 70% (против 67% годом ранее), в МИФе — более 40% (против 36% годом ранее).

На динамике рынка в денежном выражении сказался и средний рост цен: за год, по данным «Эксмо-АСТ», он составил 10%, что напрямую связано с удорожанием полиграфических материалов и услуг. О росте себестоимости книг из-за расценок на услуги типографии и бумагу говорит и коммерческий директор издательской группы «Альпина» Ирина Кукушкина: по оценке компании, он составляет 10–14%.

Одним из главных драйверов рынка в «Эксмо-АСТ» также называют активный рост продаж бумажной литературы через маркетплейсы: по итогам 2024 года доля этого канала распространения достигла 45%. Группа также отмечает вклад модели подписки и высокий интерес к аудиоформату: рост продаж аудиокниг в 2024 году превысил 35% к 2023-му (абсолютные показатели не раскрываются).

Одной из ключевых проблем книгоиздательского бизнеса в группе «Эксмо-АСТ» называют сокращение ассортимента из-за изменений в законодательстве. «В рамках саморегулирования и правоприменительной практики издатели вынуждены снижать выпуск новинок и снимать с продажи часть бэклиста (так называют перечень наименований произведений, которые не являются новинками, но продолжают выпускаться, например классика. — РБК), — объясняет представитель группы. — Существенные дополнительные затраты связаны с соблюдением новых требований, включая платные экспертизы и технологические решения».

О том, что усиление законодательного регулирования книжной отрасли стало одной из главных проблем для рынка, рассказала и директор по маркетингу «Альпины» Ирина Антонова. «Также с каждым годом все больше осложняется взаимодействие с иностранными правообладателями, — отмечает она. — Хотя и количество российских авторов при этом растет».

Среди ключевых законов, принятых в последние годы, наибольшее влияние на отрасль оказал запрет пропаганды и демонстрации несовершеннолетним ЛГБТ-контента (движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено). В результате магазины и издатели были вынуждены либо приостанавливать продажи, либо полностью исключать из ассортимента такие книги, как «Лето в пионерском галстуке» Елены Малисовой, «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары, «Песнь Ахилла» Мадлен Миллер, «Наследие» Владимира Сорокина, «Дом на краю света» Майкла Каннингема, «Комната Джованни» Джеймса Болдуина и многие другие произведения. Кроме того, в 2024 году был принят пакет законов о запрете пропаганды наркотиков в том числе в книгах, опубликованных после 1 августа 1990 года. Сейчас Минцифры разрабатывает подзаконные акты по исполнению этой нормы.

Дополнительное давление на рынок оказывает сокращение книжной розницы, продолжает представитель «Эксмо-АСТ». Закрытие офлайн-магазинов негативно влияет, в частности, на продвижение новинок. Также в группе фиксируют рост цифрового и бумажного пиратства, удорожание рекламных и маркетинговых инструментов для привлечения аудитории и усиление конкуренции за квалифицированные кадры со стороны других креативных отраслей. «С учетом всех факторов можно прогнозировать в 2025 году рост потребления в физическом отношении на уровне 2024 года, в денежном выражении выручка может вырасти в среднем на 9%», — резюмируют в «Эксмо-АСТ».

 
Назад
Сверху