Как Кая Каллас планирует изменить внешнюю политику ЕС

12 ноября в комитете по иностранным делам Европарламента прошли слушания по кандидатуре Каи Каллас, номинированной на пост главы евродипломатии. Заседание продолжалось около трех часов, в течение которых преемница Жозепа Борреля отвечала на вопросы представителей восьми политических фракций, включая ультраправых.

Эти слушания стали последними перед тем, как Еврокомиссия в новом составе приступит к работе (ориентировочно это произойдет в начале декабря). Помимо Каллас, перед европарламентариями 12 ноября также предстали пять претендентов в еврокомиссары, отобранных Урсулой фон дер Ляйен в свою команду. Окончательную оценку нового состава Еврокомиссии парламентарии представят после 21 ноября.

Politico допускает, что Каллас, возможно, не стала бы одним из главных глашатаев в Европе по вопросам внешней политики, если бы не конфликт на Украине; будучи премьер-министром Эстонии, она била тревогу из-за действий России, подталкивая ЕС к поставкам боеприпасов Киеву и замораживанию российских активов — даже в тот момент, когда другие западные лидеры остерегались провоцировать Кремль. Издание отмечает, в этом заключается одновременно сила и слабость Каллас, и потому на этих слушаниях ей пришлось развеивать опасения, что ее сконцентрировалось на России может отвлечь ЕС от решения других важных вопросов.

Каллас все же начала свою вступительную речь с рассказа о том, что она «выросла за железным занавесом» в условиях «отсутствия выбора и свободы», но ее страна впоследствии смогла «сбежать из советской тюрьмы». Эстонский политик заявила, что у ЕС в настоящий момент два приоритета— это конфликты на Украине и на Ближнем Востоке. Она также обозначила нарастающую угрозу со стороны России, Китая, Северной Кореи и Ирана, которые, по ее словам, стремятся изменить основанный на правилах международный порядок. «Это будут нелегкие пять лет», — отметила Каллас.

По ее словам, победа Украины — это приоритет для Европы. «Ситуация на поле боя очень сложная, и именно поэтому мы должны продолжать работать каждый день, столько, сколько потребуется», — сказала Каллас, добавив, что военную, финансовую и гуманитарную помощь Киеву необходимо подкрепить четкими гарантиями для Украины по вступлению в ЕС.

Отвечая на критику правых евродепутатов, которые обвиняют ЕС в обострении ситуации на Украине, эстонка процитировала американского историка Тимоти Снайдера: «чтобы страна стала лучше, она должна проиграть свою последнюю колониальную войну». По мнению Каллас, ЕС нужно сделать так, чтобы Россия проиграла.

Преемнице Борреля пришлось также отвечать на обвинения ультраправых в том, что она якобы не желает завершения конфликта на Украине. «Возможно, я недостаточно ясно выразилась: я за мир», — заявила она, получив в награду аплодисменты сторонников. В то же время, она заявила, что Минские соглашения «принесли не мир, а больше войн».

При этом Каллас уклонилась от ответа на вопрос французского евродепутата из социал-демократической фракции Рафаэля Глюксманна о том, собирается ли она способствовать снятию ограничений на поставки дальнобойного оружия Киеву. «Очень трудно понять эти ограничения, потому что они действительно не позволяют Украине защищать себя так, как это было бы возможно», — сказала эстонка, добавив, что эта «дилемма Украины» может стать уроком для Европы, и потому ЕС должен производить собственное вооружение, чтобы не оказаться в подобном положении.

Ссылаясь на неспособность некоторых стран ЕС достичь натовской планки по тратам на оборону в 2% ВВП, Каллас предупредила: «Проблема с обороной в том, что когда она становится нужна, уже слишком поздно принимать решения». При этом она отметила, что наращивание оборонных возможностей в Европе будет действовать как сдерживающий фактор для России.

Работать над наращиванием военного потенциала ЕС Каллас, в частности, будет в связке с еврокомиссаром по обороне, на пост которого выдвинут экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс, который на слушаниях 6 ноября отметил, что должен подготовить ЕС к самым непредвиденным ситуациям, а значит, к потенциальной агрессии со стороны России. «Мы разделяем общие взгляды и общую цель», — заявила Каллас, комментируя назначение Кубилюса.

Европарламентарий от немецкой ультраправой «Альтернативы для Германии» Александр Селл заявил на слушаниях, что ЕС позволяет президенту Украины Владимиру Зеленскому определять внешнюю политику блока. Кроме того, он напомнил о скандале вокруг супруга Каллас, который, согласно сообщениям эстонских СМИ, вел бизнес с Россией после начала военной операции на Украине. Каллас отвергла эти обвинения, отметив, что в местных изданиях уже было опубликовано опровержение.

При этом Каллас, отвечая на вопрос о дальнейших шагах ЕС в области санкций против России, отметила, что с ограничениями должны столкнуться все европейские компании, которые продолжают вести дела с Москвой. Кроме того, она пообещала усилить работу над изъятием и дальнейшим использованием замороженных российских активов с целью восстановления Украины.

«Несправедливо, что наши налогоплательщики платят за то, что мы не разрушаем, поэтому платить должна Россия...», — заявила Каллас, отметив, что рано или поздно ЕС сможет использовать не только доходы с замороженных российских активов, но и сами средства.

Власти России считают санкции незаконными, а любые действия с активами Москвы — воровством.

Евродепутаты несколько раз спросили Каллас, как она собирается взаимодействовать с Дональдом Трампом, который в январе вернется в Белый дом. Она отметила, что уже встречалась с избранным вице-президентом Джеем Ди Вэнсом. «Мы будем искать возможность выстраивать связи, мы будем искать возможности для встречи с избранным президентом и его командой», — пообещала Каллас.

Она также старалась не говорить напрямую об опасениях ЕС в связи с тем, что Трамп может пойти на сделку с Россией, не учитывая все интересы Киева. «Если США обеспокоены тем, что происходит в Южно-Китайском море, их должно волновать и то, как мы отреагируем на агрессию России в Украине. Это в их интересах», — заметила она.

Когда ее вновь спросили о том, что будет делать ЕС, если Трамп ограничит помощь Киеву, Каллас попыталась оспорить это замечание. «Я удивлена, что вы знаете, что собирается делать Дональд Трамп. Я не думаю, что кто-то на самом деле может знать, что собирается делать новый избранный президент [до того, как он вступит в должность]», — добавила Каллас, отказавшись от спекуляций на эту тему и пообещала стремиться к тому, чтобы ЕС всегда находился за столом переговоров при решении европейских вопросов.

Говоря о будущем трансатлантического сотрудничества при Трампе, Каллас отвергла идею создания в ЕС собственной армии. «Если мы создадим альтернативную [НАТО] структуру, это будет просто сбивать с толку, когда реальный конфликт может ударить по нашему континенту», — сказала политик.

Во вступительной речи Каллас отметила, что «новая, более сильная Европа» также сделает более сильным НАТО. «В нестабильном мире нам нужны прочные альянсы. Трансатлантические отношения — это пример крупнейшего экономического и оборонного сотрудничества в мире. Они принесли процветание и безопасность по обе стороны Атлантики. ЕС и Соединенные Штаты сильнее и безопаснее, когда мы работаем вместе», — заявила она.

Говоря о взаимодействии ЕС с Китаем, Каллас отметила, что за последние несколько лет Пекин скорее превратился в конкурента и системного соперника для союза, и потому необходимо снизить зависимость в ключевых секторах от КНР. «Есть две неотложные проблемы. Структурный дисбаланс между ЕС и Китаем, который породил нечестную конкуренцию. И поддержка Китаем России. Без нее Россия не смогла бы продолжать войну с той же силой. Китаю также необходимо ощутить высокую цену [этой помощи]», — отметила Каллас.

По конфликту на Ближнем Востоке Каллас представила условный план из четырех пунктов. Первым шагом на пути к миру в регионе, по ее словам, является немедленное прекращение огня и освобождение всех заложников. Во-вторых, призыв ко всем сторонам проявлять максимальную сдержанность. В-третьих, гуманитарная поддержка. В-четвертых, приверженность решению о двух государствах для двух народов при поддержке ЕС. «То есть поддержка Палестинской администрации и права Израиля на существование, признанное во всем регионе. Это хорошая основа для нашей политической и дипломатической работы, чтобы помочь положить конец конфликту», — отметила Каллас.

При этом эстонка не стала напрямую критиковать Израиль, но упомянула жертвы среди гражданского населения в Газе. «Мое сердце с каждой жертвой и ее близкими», — сказала она. В ответ на вопрос о правах палестинцев Каллас напомнила, что первый премьер-министра Израиля Давид Бен-Гурион обещал, что Израиль будет основан на двух принципах — безопасность и справедливость.

Один из европарламентариев задал вопрос о двойных стандартах ЕС, отметив, что Брюссель ведет довольно жесткую политику по отношению к России, но в то же время довольно мягко реагирует на действия Израиля. «Это душераздирающе, и нам нужно работать, чтобы остановить это [атаки на мирных жителей], но мы не одиноки, нам нужно работать с нашими союзниками, такими как США, а также со странами Персидского залива, чтобы добиться результатов», — ответила Каллас, добавив, что уже встречалась с главами МИД Иордании и Египта, чтобы обсудить этот конфликт.

При этом Каллас уклонилась от ответа на вопрос о том, что ЕС может предпринять в свете решения Израиля запретить работу на территории страны Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). «Мы являемся крупнейшим донором Палестинской администрации, помогающим палестинскому народу в этом регионе», — сказала она, добавив, что ЕС не признает израильских переселенцев на Западном берегу, и против них введены соответствующие санкции.

Каллас также заявила на слушаниях о необходимости ограничить нелегальную миграцию в ЕС, следовать целям по расширению блока, а также бороться с международной киберпреступностью.

EUObserver отмечает, что за трехчасовую сессию Каллас, похоже, не допустила ни одной ошибки, и, по-видимому, была хорошо проинформирована по всем тематических блокам. «Она потратила время и усилия, чтобы опровергнуть скептиков, которые считают, что ее интересуют только Россия и Украина, хотя ее твердый атлантизм и озабоченность территориальной целостностью Европы все еще проглядывали», — заключает издание.

 
Назад
Сверху