Биограф Зеленского назвал причину его противоречий с Залужным

«Мой день всегда начинается со звонка [главкому ВСУ] Валерию Залужному, с его доклада. Всегда», — рассказывал журналисту Time Самойну Шустеру президент Украины Владимир Зеленский в 2022 году. С Залужным он познакомился весной 2019 года, когда генерал еще возглавлял объединенный оперативный штаб ВСУ и информировал новую администрацию о военных вопросах.

«Примерно на голову выше президента и на пять лет старше, генерал произвел на Зеленского сильное впечатление — благодаря той уверенности, с которой он командовал войсками, и легкому взаимопониманию с ними», — пишет Шустер.

Главкомом ВСУ Залужный стал в 2021 году. Противоречия между ним и президентом возникли накануне полномасштабного конфликта: в то время как Залужный выступал за всеобщую мобилизацию и укрепление границ с Россией, Зеленский опасался, что такие меры спровоцируют в обществе панику. В начале боевых действий они смогли эти сложности преодолеть. Главком информировал президента о своей стратегии, но не раскрывал все детали — его беспокоили возможные утечки и шпионаж в политическом руководстве.

«Хотя Залужный держал президента в курсе, оба понимали, кто ведает военными делами». Как рассказал Шустеру сам Залужный, больше всего в армии он ненавидит, когда низший чин перекладывает часть ответственности на начальство. Он попросил Зеленского набраться терпения.

На раннем этапе президент, «казалось, был рад позволить Залужному взять инициативу в принятии решений на поле боя». Зеленский сосредоточился на том, в чем был компетентен, — «вдохновлять украинцев на сопротивление и оказывать давление на Запад, чтобы тот ему помогал», спрашивая у ВСУ, как гражданские власти могут их поддержать. Их отношения складывались лучше всего, «когда Зеленский продолжал заниматься своей специальностью — массовые коммуникации, иностранные дела, убеждение союзников предоставить Украине необходимое оружие».

«Но когда первоначальная паника в Киеве прошла и русские начали отступать, Зеленский стал более уверенным. Он сформировал свои военные приоритеты, и они не всегда совпадали с приоритетами генерала. Вскоре раскол стал больше, и между ними начались столкновения», — пишет Шустер.

И хотя общественность не видела признаков растущей напряженности — оба настаивали на том, что их отношения по-прежнему прочны — в частном порядке военные столкнулись с давлением со стороны гражданских властей. От них требовали результатов с использованием имеющихся ресурсов и ускорить начало контрнаступления. На это Залужный отвечал, что ему не хватает оружия.

У главкома возникали сложности в коммуникации с американским коллегой — председателем Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США (2019-2023) Марком Милли. В начале полномасштабных боевых действий Залужный запрашивал у Милли вооружения, на что американский генерал отвечал, что, по его разведданным, у Киева оружия достаточно. В итоге главком контакт с Милли на время оборвал.

«Президент воспринял это очень плохо», — рассказал Залужный Шустеру. Зеленский и некоторые члены его команды переживали, что генерал может поставить под угрозу отношения Украины с ее ключевым союзником. Но главкома это не беспокоило — «он устал просить американцев о помощи только для того, чтобы услышать нотации о нуждах его собственных сил».

Спустя несколько месяцев после начала полномасштабного конфликта Офис президента начал подозревать Валерия Залужного в политических амбициях — причиной стало решение главкома в апреле 2022 года создать благотворительный фонд. По мнению гражданских властей, он мог перерасти в политическую партию, от которой Залужный пошел бы на президентские выборы. По данным опроса, который администрация тайно провела среди населения, уровень популярности главкома достиг такого уровня, что он мог бы составить конкуренцию Зеленскому на выборах.

Залужный сосредоточил всю свою энергию на достижении победы и решения о своем будущем в политике не принял, пишет Шустер; однако его советники в Генштабе решили подсчитать, сколько ему потребуется, чтобы создать политическую партию или провести президентскую кампанию.

Как рассказала журналисту в то время советница главкома Людмила Долгоновская, которая собирала материалы для его биографической книги, «стать президентом ему будет достаточно просто — с правильной командой и правильной программой». «Он готов. Но я не уверена, что он на это пойдет. Если все пойдет хорошо, если он увидит, что предпринимаются правильные шаги, правильное отношение к ветеранам, к семьям погибших, если борьба с коррупцией будет действительно жесткой, а армия станет сильнее, он может отказаться от этого», — сказала она.

 
Назад
Сверху